Раздел I. Паспорт программы развития школы.

Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации.
Нормативно-правовая база для разработки программы развития школы:
– Закон РФ «Об образовании».
– Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
– Конвенция о правах ребенка.
– Устав МОУ  «СОШ  №3 ст.Нестеровской»

Сроки реализации программы: с 2010 года по 2015 год.
Управление программой:
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.
Раздел 2. Информационная справка.

1. Качественная характеристика.

Госудврственное казенное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №3 ст. Нестеровской»  была построена  в 2000 году.

Учредители: администрация муниципального образования Сунженского  района.
Здание школы – типовое, на 704 мест. В школе имеются 31 классов – кабинетов. В том числе:2компьютерных класса,  библиотека,  спортзал, актовый зал, столовая на 120 посадочных мест.

Имеются технические средства обучения: 5 проекторов, 5 телевизоров.

2 магнитофона,2 музыкальных центра, 1 ксерокс, 1принтер, видеокамера, цифровой фотоаппарат.

Для подвоза учащихся  в 2008 году по национальной программе образовательной школе был выделен автобус марки ПАЗ.

На территории школы находятся: волейбольная площадка , баскетбольная площадка,  футбольное поле, турники.

Техническое состояние школы удовлетворительное. Проводился только косметический ремонт кабинетов.  Классные кабинеты светлые, просторные обучается 717 учащихся в I смену из них 585 во II смену 132 учащихся. Скомплектовано 31 классов. Школа работает в режиме шестидневки , начальная школа 1 классы в режиме пятидневки

2. Организация образовательного процесса.

Учебный план создается на основе федерального базисного учебного плана и регионального базисного учебного плана с учетом специфики школы.

Приоритетные направления работы школы:

–  улучшение образования на селе (создание условий для осуществления образования по выбору на основе базисного учебного плана – углубленного  обучения. );

–  ориентация молодёжи    всесторонняя :на сельский образ жизни, на экологически и экономически эффективный труд в аграрной сфере (профессиональная ориентация  молодёжи на новые формы хозяйствования, в том числе фермерства и малого предпринимательства); на профессию сельского учителя, юриста, нефтяника, врача.

–  духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание школьников.

Госудаственное казенное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа  №3 ст. Нестеровской». работает над темой:

“Развитие познавательного интереса в процессе обучения”.

Основными задачами содержания образования являются:

– формирование прочных знаний основных наук;

– создать условия, насколько это возможно, для  всестороннего развития личности учащихся, возрождение духовной культуры;

– формирование у учащихся потребности в обучении, саморазвитии;

– максимально развивая индивидуальные способности каждого ребёнка, подготовить детей к взрослой жизни;

– сохранение здоровья учащихся.

– продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства сотрудников школы;

– изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии;

– активно внедрять новые методики преподавания в целях развития познавательного интереса учащихся и формирования у них прочных установок нравственного поведения;

3. Численность учащихся.

На конец учебного года Количество учащихся
2007-2008                             707
2008-2009                             718
2009-2010                             681

В школе работает достаточно квалифицированный и стабильный педагогический коллектив. Педагогам школы присущ позитивный настрой в отношении учащихся: соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса.
4. Характеристика кадрового состава.

Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Педагогический коллектив состоит из 65 учителей. В школе работают:

20 – высшей категории

4 учителя – 1 категории,

10 учителей – 2 категории.

Из 65 педагогов высшее образование имеют -47 человек, среднее специальное – 13 человек, незаконченное высшее 5 человек.

Образование.

Образование Количество педагогов % от общего числа
Высшее образование 47 72%
Среднее специальное   13 20%
Неоконченное высшее 5 8%

 

По квалификационным категориям

 

Всего педагогов 65 100%
Высшая квалификационная категория 20 31%
2 квалификационная категория 10 15%
1 квалификационная категория 4 6%

 

Стаж работы.

до 5 лет 3 5%
от 5 до 10 5 8%
от 10 до 15 10 15%
от 15 до 20 25 38%
от 20 до 25 10 15%
от 25 до 30 7 11%
свыше 30 5 8%

5. Характеристика социума.

Школа расположена по адресу: ст. Нестеровская, ул. Школьная, 1, вдоль проезжей трассы на  Ассиновское ущелье.  В школе обучаются дети рабочих,  пед. работников, мед. работников, при школе функционирует библиотека, организована работа кружков. Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами города не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. т.е, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школы социальной, предметно-эстетической и природной среды.

6. Субъекты и источники социального заказа школы.

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы. Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой, контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первых план обеспечение подготовки для поступления в ВУЗы, в средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развития способностей.

 

 

7. Организационная структура управления школы.

 

 

 

                    Управление

образовательным  учреждением

Директор школы Педсовет

 

 

Зам. дир. по УВР Учителя-предметники

 

Зам. дир. по ВР

 

Методический совет

м/о классных руководителей

 

Психолог

 

Классные руководители

 

Зам. дир. по АХЧ

 

Технические работники

 

 

 

 

Анализ работы школы показывает, что уровень обученности учащихся усредняется. Таким образом, можно выделить следующие противоречия развития школы:
– деятельность школы оценивается по результатам участия в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по предметам школьной программы;
– улучшение материально-финансового обеспечения образовательного процесса в школе.
В связи с этим возникла необходимость составления .

Программы развития школы на основе образовательной инициативы « Наша новая школа»

Раздел 3. Аналитико-прогностическое обоснование программы.

Необходимость разработки данной Программы развития определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.
1. Анализ внешних факторов.
Стратегия модернизации образования ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия задает новые требования к ступеням школьного образования в целом:
– четырехлетняя школа;
– относительная завершенность общего образования в основной школе;
– возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы.
Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них зависит целостное обновление содержание образования, получение школьниками нового опыта соответствующего современным требованиям опыта жизни.
Существующие проблемы нынешней школы, на наш взгляд, следующие:
– неудовлетворительные показатели здоровья и эмоционального благополучия детей;

– Отсутствие возможности  взаимодействия с городом, культурным центром.
– недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей социального действия подростков в школе;
– недостаточная материально-техническая база.
Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым:
– выработку и реализацию качественно нового, личностно-ориентированного и развивающего образования на основе сохранение и поддержки индивидуальности ребенка;
– создание условий для развития нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, познавательную, физическую и другие активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;
– интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии);

2Анализ внутренних факторов.

Основные конкурентные преимущества современного состояния образовательной системы школы:
– достаточно высокий стабильный кадровый потенциал;
– система работы с родителями;
– начала формирования ученического самоуправления;
– значительное количество педагогов стремящихся к саморазвитию;
– система и координация деятельности всех структур образовательного учреждения;
– соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;
Вместе с тем, анализ внутренних факторов, позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:
1. Противоречия между:
– использованием традиционных методов и приемов работы с учащимися и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;
– высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях;
2. Недостаточная материально-техническая база для инновационной деятельности.
3. Снижение уровня здоровья учащихся

Раздел 4. Концепция программы развития школы.

ТЕМА: Система индивидуальной организации развивающего обучения в условиях сельской школы.

Школа определяется нами как частный случай массовой общеобразовательной школы, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Наша школа разноуровневая, предполагающая реализацию различных образовательных программ. Такая модель является одним из сложных типов учебных заведений с огромным комплексом разнородных педагогических задач. Во главу угла мы ставим физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, организуя учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе.
Поэтому, в качестве цели Школы следует определить создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

Задачи программы:

1. Разработка модели профильной школы, в которой реализуется обучение по индивидуальным учебным планам за счет большого числа профильных курсов.
2. Выявление, изучение в работе благоприятных факторов социальной среды, влияющих на развитие ребенка, формирование его личности.
3. Создание условий, благоприятно влияющих на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), укрепление физического, нравственного и психического здоровья учащихся.
4. Создание условий для развития инновационной деятельности образовательного учреждения.
5. Формирование единого школьного информационного пространства.
6. Совершенствование системы управления.

Раздел 5. Стратегия и тактика программы развития школы.
Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие направления деятельности, связанные с дальнейшим развитием школы.

1. Организационная деятельность (деятельность пед. коллектива, направленная на улучшение учебного процесса).
На 1 ступени – начальная школа:
• Центральное внимание уделяется общему развитию и укреплению здоровья детей.
• Обновление и коррекция учебных программ.
• Тесная связь учителя с семьей.
На 2 ступени – основная школа:
• Сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ ЗОЖ).
• Формирование прочных устойчивых глубоких знаний.
• Выявление способностей и наклонностей учащихся с целью выбора дальнейшего профиля обучения.
• Дифференцированная работа с родительской общественностью.
• Выявление творческих возможностей и индивидуальный способностей учащихся с целью выбора индивидуальной образовательной траектории.
• Вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования.

В основной школе сохраняется и продолжается осуществление индивидуальной и дифференцированной помощи детям. Дети активно включаются в органы школьного самоуправления:

На 3 ступени – средняя школа:
• Формирование научного стиля мышления как необходимого условия самообразования.
• Развитие потребности к самосовершенствованию; формирование способности к самостоятельному добыванию знаний.
• Организация элективных курсов.
• Социальная и предпрофессиональная адаптация.
• Организация и работы органов самоуправления.
т.е. в итоге мы должны получить следующую
модель выпускника школы:

Нравственный потенциал:
• Усвоение ценностей и понятий «Отечество», «Жизненная цель»; воспитание чувства гордости за свою Родину.
• Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей.
• Готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни.
• Сознательная активность в общественных и классных делах, в работе с младшими школьниками.
Познавательный потенциал:
• Желание, стремление и готовность продолжить обучение после школы.
• Сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, необходимых для дальнейшего обучения.
2. Работа с кадрами.
• Создавать условия для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов через курсовую и межкурсовую подготовку.
• Совершенствовать систему поощрения творчески и активно работающих сотрудников.
• Создать систему комфортных здоровье сберегающих условий для повышения профессионального мастерства через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствования методической работы:
– создание комфортных условий,
– формирование нового профессионального мышления.
3. Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса.
• Совершенствовать учебные планы и программы по предметам.
• Развивать взаимодействие учебных дисциплин на основе межпредметных связей.
• Возрождение традиций общественного воспитания, нравственного кодекса, учитывая историко-культурное своеобразие района, его социально-экономические условия.
• Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.
4. Инновационная деятельность.
• Создание системы работы по развитию индивидуальных способностей и творческих возможностей ребенка как условия воспитания и обучения одаренных детей.
• Создание модели сельской профильной школы.
• Создание единого информационного пространства учебного заведения путем максимальной компьютеризации и интернетизации учебно-воспитательного процесса.
5. Работа с одаренными детьми.
• Привлечение учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, научным конференциям, выставкам вне стен школы.
• Создание творческой атмосферы в школе путем введения факультативов, кружков, дополнительных образовательных программ.
• Организация публикаций творческих работ учителей и учащихся в методических и научных изданиях, в местной и областной прессе.
• Выявление реальных потребностей учащихся и преобразование их в содержание деятельности.
6. Формирование физически здоровой личности.
• Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся.
• Поддержка вариативных дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни.
• Повышать квалификацию педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся.

7. Система взаимодействия в сотрудничестве с семьей и социумом.
• Формировать систему педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической службы, тематических родительских собраний, конференций.
• Повышение психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации.
• Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через родительские собрании, организации кружков, секций, клубов, совместные творческие дела; помощь в укреплении материально-технической базы; индивидуальное шефство над неблагополучными семьями.
• Участие родителей и общественности в управлении школой через родительский комитет.

8. Материально-техническая база.
• Совершенствовать качество системы образования, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами.
• Обновить мебель в кабинетах  начальных классов, истории, литературы, математики,  физики,  химии, учитывая новые требования санитарных норм.
• Систематизировать работу методической службы, знакомя учителей с новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, технологиями.
• Максимально компьютеризировать учебные и административные кабинеты.
• Оборудовать кабинеты  математики, истории, русского языка, географии.
•Организовать горячее питание.

•Организовать водоснабжение для ОУ.

Ожидаемые результаты
Реализация Программы развития видится противоречивым и длительным процессом, в результате которого произойдут существенные изменения во всех сферах жизни школы: кадры, содержание деятельности, характер взаимодействия с окружающим социумом

 

В качестве приоритетных направлений реализации Программы развития на данный момент видим:
• Создание нормативной базы и информационное обеспечение процесса, представляющее собой формирование норм осуществления деятельности – разработку программ, планов;
• Повышение квалификации педагогов – содействие приближению уровня подготовки педагогических кадров современными требованиями задачам развития школы.
Программу предполагается реализовать в четыре этапа:
1 этап. Подготовительный . 2010-2011учебный год. Разработка текста программы, ее общественное обсуждение и экспертиза на внутришкольном и муниципальном уровне, принятие согласованного варианта программы. Ознакомление с ним педагогического коллектива и общественности. Проведение стартового мониторинга имеющихся условий и результативности образовательного процесса как механизма анализа  возможностей реализации программы развития ОУ
2 этап. Апробирующий. 2011-2012 учебный год. Апробация вариативных моделей реализации программы ОУ. Создание комплексного обеспечения реализации целевых проектов программы развития . Начало реализации ведущих целевых проектов программы развития на всех уровнях ОУ.
Презентация результатов образовательной деятельности на уровне школы, муниципального образования.
Повышение квалификации педагогов – содействие приближению уровня подготовки педагогических кадров современным требованиям и задачам развития школы.
3 этап. Формирующий. 2012-2013 учебный год. Реализация ведущих целевых проектов программы развития на всех уровнях в ОУ. Мониторинг реализации программы развития ОУ. Анализ и коррекция хода реализации программы развития школы.
4 этап. Итогово-обобщающий. 2014-2015 учебный год. Завершение ведущих целевых проектов программы развития на всех уровнях в ОУ. Подведение итогов и научное осмысление результатов реализации программы, обсуждение результатов и хода реализации программы на семинарах и конференциях, изучение и распространение накопленного опыта. Постановка новых стратегических задач развития ОУ, подготовка текста программы развития ОУ на следующий период.
К моменту окончания основной школы сохранение и укрепление здоровья детей ; формирование прочных устойчивых, глубоких знаний основ наук; повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей и наклонностей воспитанников с целью выбора дальнейшего способа обучения.

Приоритетные проблемы школы

Социокультурный центр как благоприятная среда развития индивидуальности сельского ребенка.

Общеобразовательная школа своей основной функцией считает возможность самоопределения подрастающего поколения в окружающем мире общественной жизни, социально – производственных сферах деятельности. Это возможно осуществить путем модернизации содержания образования, использованием в образовании современных образовательных технологий.

Современное общество в лице социума, родителей, педагогов, самих учащихся предъявляет к школе свои требования – воспитание образованной, конкурентоспособной, физически и психически здоровой готовой к выбору профессии и продолжения образования личности.

Анализируя сравнения современного социального заказа с тем, что школа реализует в действительности мы выделяем наиболее значимые проблемы, подлежащие решению:

·                учащиеся не умеют самостоятельно добывать знания, владеют знаниями на

уровне воспроизведения

·                не сформированы личностные качества, занижена самооценка

·                работа педагогов еще не в полной мере ориентирована на развитие

индивидуальности ребенка

·                не все учащиеся охвачены воспитательным влиянием в вечернее и каникулярное время

·                недостаточно развивается материально- техническая база школы, ощущается нехватка художественной, паучно-популгярной -и справочной литературы

·                школа   не   полностью   удовлетворяет       потребности   учащихся   в  краеведческих знаниях .

В селе забота о развитии ребенка лежит на плечах не только родителей , родственников или педагогов школы, но и сельского сообщества в целом. Руководителем и педагогам сельской школы необходимо, с одной стороны учитывать данное обстоятельство, а с другой – стремиться обогащать воспитательный потенциал этих связей. Такую деятельность целесообразно осуществлять в рамках социокультурного комплекса, призванного интегрировать имеющейся в станице культурно – образовательные ресурсы и стать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского ребенка.

Поэтому главными направлениями развития школы как социкультурного центра необходимо считать:

•            развитие   индивидуальности   учащихся    путем   формирования благоприятной среды для саморазвития личности

•            трудовое воспитание учащихся

•            формирование физически, психически здоровой личности

 

2. Целью школы является   создание целостной системы работы школы как социокультурного центра через вовлечение детей, родителей, населения села в деятельность школы для воспитания на сете образованного, культурного, физически здорового, предприимчивого хозяина, способного возродить село . Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

 

Задачи Предполагаемые действия по решению этой задачи
Выявить и использовать в работе педагогического коллектива школы личностно-ориентированные формы, методы и приемы работы с учащимися

Создание      временных     творческих коллективов по разработке и апробации форм    и    способов        организации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия.

Проведение   открытых   учебных   и внеклассных     занятий     в     процессе проведения     которых     используется личностно- ориентированный подход

Установление            связей,            с образовательным      учреждением    работающим        по         аналогичной проблематике.

Развивать творчество и инициативу, лидерские качества учащихся Организация       работы       органов ученического самоуправления

Работа детской организации «Эрзи»

Предоставить каждому учащемуся, исходя из его интересов и способностей возможность реализовать себя в ходе учебно-воспитательного процесса Организация мониторинга потребностей, интересов и способностей школьников

Разработка программы «Одаренные дети»

Расширение               культурно-образовательного пространства развития детей через сотрудничество с Домом культуры, Художественно и Шахматной школами.

Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и др. мероприятиях .

Способствовать формированию физически, психически здоровой личности Разработка и реализация программы «Здоровье»

Профилактические       медицинские осмотры учащихся

Укрепление                  материально-технической    базы    по    физической культуре и спорту.

Организация     на     базе     школы спортивных секций для детей и жителей села.

Охват максимального количества учащихся горячим питанием

Организация работы в летнее время лагеря с дневным пребыванием детей

Регулярное проведение Дней здоровья с привлечением родителей и общественности.

Совместное проведение в летнее время физкультурно-оздоровительный мероприятий для учащихся , жителей села.

Участие       в       районных       и республиканских               спортивных соревнованиях

Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности в школе, в семье, в окружающей социальной среде. Создание комиссии общественного содействия и профилактики правонарушений.

Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.

Оказание      помощи      опекаемым
учащимся в предоставлении путевок в
оздоровительные лагеря и санатории
Сотрудничество      с      сельской
администрацией, ПДН
Активизация работы родительских
комитетов.
Участие        в        мероприятиях

направленных на благоустройства села .

 

VI стратегия и тактика перехода школы в новое состояние

Переход школы к желаемому будущему состоит из шести этапов. Ориентировочное время реализации данной программы 2010 – 2015уч. г.

Этапы    Сроки

! реализации

Направления действия Задачи действия
1 до 1.10.2010г.

Знакомство   педагогическими   работников   с данной программой.

Постановка целей и задач,            создание положительного настроя к их решению
2 до 1.11.2010г. Создание       рабочих       групп. Планирование        деятельности рабочих   групп   и   конкретных испол1 штелей. Успешная реализация программы

координация действий

3 до 1.09.2015г. Внедрение программы в действие Осуществление поставленной цели
4 Январь Июнь 2012г.,   2013г. Отслеживание     промежуточных результатов. Своевременное внесение корректив.
5 Апрель     май 2015г. Отслеживание результатов Сравнение

полученного

результата

с планируемым.

6 Июнь 20105. Анализ Определение результативности данной программы, сё дальнейшее   развитие на будущее.